План работы
школьного информационно- библиотечного центра
на 2022-2023 учебный год
1. Основные функции ШИБЦ
- Информационно-методическая функция — поддерживает и обеспечивает образовательные цели сформированные в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам, информационное обеспечение образовательного процесса, содействие самообразованию, способствует общему развитию информационной культуры всех субъектов
Образовательного процесса.
- Культурно-просветительская функция — способствует повышению уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное
развитие.
- Образовательная функция — поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе. Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе учебной,
Самообразовательной и досуговой деятельности учащихся.
- Социальная-содействует развитию способности пользователей к
Самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
- Просветительская — приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры. Приобщение к чтению.
- Обеспечивающая функция-обеспечение необходимых условий
реализации ФГОС, предоставление участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.
- Воспитательная — содействие формированию духовно богатой, нравственно здоровой, творческой личности.
4. Направления деятельности ШИБЦ
- Организация учебного процесса с использованием ресурсов ШИБЦ
- Поддержка общешкольных мероприятий
- Обслуживание пользователей на абонементе
- Оказание информационной и справочно-библиографической услуги:
- Выполнение справок по запросам пользователей;
- Тематический подбор литературы;
- Составление информационных списков поступившей литературы;
- проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций;
- проведение библиотечных уроков;
- проведение библиотечных обзоров литературы.
- Проведение массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки
- Оформление тематических книжных выставок
- Работа со школьным сайтом
5. Формирование учебного фонда ШИБЦ
- Работа с библиотечным фондом учебной литературы.
- Подведение итогов движения фонда.
- Диагностика обеспеченности учащихся
- Работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных)
Министерством образования и региональным комплектом учебников)
- составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники и учебные пособия
- подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для учащихся
- прием и обработка поступивших учебников
- оформление накладных
- запись в книгу суммарного учета
- штемпелевание
- составление отчетных документов
- прием и выдача учебников по графику
— информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий
- списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены программ, по установленным правилами нормам
- проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам и подведением итогов)
- ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний.
- Знакомство с правилами пользования ШИБЦ.
- Знакомство с расстановкой фонда.
- Ознакомление со структурой и оформлением книги.
- Овладение навыками работы со справочными изданиями.
6. Воспитательная работа
- Формирование у школьников самостоятельного библиотечного пользования.
- Обучение поиску, отбору и критической оценки информации.
- Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения.
- Организация выставок, стендов, проведения культурно-массовой работы.
- Способствование формированию личности учащихся средствами
культурного наследия; формами и методами индивидуальной и массовой работы.
- Формирование библиотечного фонда.
№ п/п | Содержание работы | Срок исполнения | Ответственные |
І | Работа с фондом учебной литературы | ||
1. | Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2022-2023 учебный год. | сентябрь | библиотекарь |
2. | Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
а) работа с перспективными библиографическими изданиями, тематическими планами издательств, перечнями учебниками и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и региональным комплектом учебников; б) составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники; в) осуществление контроля за выполнением сделанного заказа; г) прием и обработка поступивших учебников: — оформление накладных; — запись в книгу суммарного учета; — штемпелевание; — оформление картотеки. |
ноябрь
май |
|
3. | Составление отчетных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой | сентябрь | библиотекарь |
4. | Прием и выдача учебников. | май, сентябрь | библиотекарь |
5. | Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий | сентябрь | библиотекарь |
6. | Списание фонда с учетом ветхости и смены программ. | октябрь | библиотекарь |
7. | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов) | 2 раза в год | актив библиотеки |
8. | Работа с резервным фондом учебников:
— ведение учета; — размещение на хранение; — передача в другие школы. |
сентябрь-октябрь | библиотекарь |
II. | Работа с фондом художественной литературы | ||
1. | Своевременное проведение обработки и регистрации поступающей литературы | по мере поступления | библиотекарь |
2. | Обеспечение свободного доступа в школьной библиотеке:
— к художественному фонду; — к фонду периодики; — к фонду учебников ( по требованию) |
постоянно | библиотекарь |
3. | Выдача изданий читателям | постоянно | библиотекарь |
4. | Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах | постоянно | библиотекарь |
5. | Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий | конец четверти | библиотекарь |
6. | Ведение работы по сохранности фонда.
|
постоянно | библиотекарь |
7. | Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей | постоянно | библиотекарь |
8. | Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением актива библиотеки. | постоянно | библиотекарь |
9. | Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа. | ноябрь | библиотекарь |
10. | Оформление новых разделителей:
— полочные разделители по темам и классам; — по новым отделам, по алфавиту с портретами писателей |
в течение года | библиотекарь |
11. | Оформление данных о подписке учителей на 1 полугодие 2023 года | ноябрь | библиотекарь |
12. | Оформление данных о подписке учителей на 2 полугодие 2023 года | апрель | библиотекарь |
2.Работа с читателями.
- Массовая работа в помощь учебному процессу.
№ | Содержание работы | Срок проведения | Аудитория | Ответств. за проведение |
1. | Привлечение читателей в библиотеку:
а) сверить классные списки с формулярами читателей, выяснить, кто не читает; б) провести анализ чтения, посещаемости библиотеки учащимися; в) организовать экскурсию для учащихся 1 класса в библиотеку; |
сентябрь
октябрь
ноябрь |
1-11 кл.
1-11 кл.
1 класс |
библиотекарь
библиотекарь
библиотекарь кл.рук.1 кл. |
2. | Постоянно изучать читательские интересы и запросы путём проведения бесед, во время сдачи книг интересоваться оценкой прочитанного, делать в формулярах соответствующие записи. | весь учебный год | 1-11 кл. | библиотекарь |
3. | Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) | 1 раз в месяц | уч-ся | библиотекарь |
4. | Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя | постоянно | уч-ся | библиотекарь |
5. | Оформить книжную выставку «Новинки методической литературы» | октябрь | учителя | библиотекарь |
6. | Оформлять книжные выставки к предметным неделям. | по плану завуча | ученики,
учителя |
библиотекарь |
7. | «Путешествие по страницам журнала «Мурзилка»» литературный утренник. | октябрь | 1-4 классы | библиотекарь |
8. | ««Весёлая карусель» (по книгам детских писателей-юбиляров) громкие читки | в течение года | уч-ся | библиотекарь |
9. | Выставка – совет: «Готовимся к ЕГЭ» | в течение года | выпускники | библиотекарь |
10. | «Как настоящим читателем стать» -беседа | март | 6-8 кл. | библиотекарь |
11. | «Каникулы в книжной компании»: экскурсионное литературное обозрение | май | уч-ся | библиотекарь |
- Нравственное и эстетическое воспитание.
№ | Содержание работы | Срок проведения | Аудитория | Ответств. за проведение |
1. | Стараться привлекать к чтению проблемных детей. | систем. | трудные учащиеся | библиотекарь |
2. | Литературно-музыкальный час «Как нам дороги ваши седины …» | октябрь | читатели | библиотекарь |
3. | Час интересного сообщения «Толерантность: искусство жить вместе» | ноябрь | учащиеся | библиотекарь |
4. | Урок милосердия «Согреем душу теплым словом » | декабрь | 7-8 кл. | библиотекарь |
5. | Беседа, слайдовая презентация «Будет помнить мир спасенный» | февраль | 9-11 кл. | библиотекарь |
- Экологическое воспитание.
№ | Содержание работы | Срок проведения | Аудитория | Ответств.
за проведение |
1. | Проводить громкое чтение по книгам писателей-натуралистов: Н.И. Сладкова, М.И. Пришвина, В. Бианки | в течение
года |
начальные классы | библиотекарь |
2. | Час интересной книги «И вечная природы красота» (по книгам К.Г. Паустовского) | ноябрь | 1-4 кл | библиотекарь
|
3. | Эколого-поэтический вечер «Люблю я пышное природы увяданье!» | октябрь | 5-6 кл. | ЗДВР,
библиотекарь |
4. | Литературно-музыкальный час, электронная презентация «Снег кружится» (природа в творчестве художников) | декабрь | 7-8 кл.
|
библиотекарь |
5. | «Ты, я и всё вокруг»: экологический час | февраль | 8-9 кл. | библиотекарь |
- Патриотическое воспитание.
№ | Содержание работы | Срок проведения | Аудитория | Ответств. за проведение |
1. | Патриотическая акция «Прочти книгу о войне». | январь-май | читатели | библиотекарь |
2. | Выставка патриотической книги «А в памяти мгновения войны» | декабрь | учащиеся
|
библиотекарь, |
8. | Исторический час «В пламени жестких сражений» | январь | 6-9 кл. | библиотекарь |
- Воспитание здорового образа жизни.
№ | Содержание работы | Срок проведения | Аудитория | Ответств.за проведение |
2. | Беседа-обсуждение «Правильное питание — залог здоровья» | январь | 6-9 кл. | библиотекарь |
3. | Экспресс-выставка «Семь шагов к здоровью» | октябрь | читатели | библиотекарь |
9. | Беседа-обсуждение, показ презентации «Молодежь выбирает здоровье» | май | учащиеся | библиотекарь |
- План проведения библиотечных уроков.
Класс | Тема | Срок |
1 | Первое посещение библиотеки.
Правила обращения с книгой. |
ноябрь
февраль |
2 | Правила пользования библиотекой.
Структура книги. Что читать второкласснику. |
ноябрь
январь февраль |
3 | Структура книги.
Как читать книгу. Иллюстрации в книге. |
октябрь
декабрь апрель |
5 | История книги.
Знакомство с АК и СК. Дневник читателя. |
декабрь
март апрель |
6 | Знакомство с ДЭ, словарями.
Периодические издания для подростков. АК и СК. |
октябрь
январь март |
7 | Элементы книги. Использование аппарата книги при чтении.
За страницами твоего учебника. |
ноябрь
март |
8 | Научно-справочный аппарат книги.
СБА библиотеки. Периодические издания для подростков и молодежи. |
декабрь
январь апрель |
3.Работа с педколлективом
№ | Содержание работы | Сроки проведения | Аудитория | Ответст.за выполнение |
1. | Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей-предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году | систем. | учителя | библиотекарь |
2. | Принять участие в работе предметных МО, проводить обзоры новинок методической литературы | в течение года | учителя | библиотекарь |
4.Работа с родителями
№ | Содержание работы | срок
исполнения |
1. | Предоставление родителям информации о наличии
и о недостающих учебников |
февраль |
2. | Рекомендации по летнему чтению | май |
3. | Отчет о приобретенных учебниках на новый учебный
год |
сентябрь |
4. | Консультации | В течение года |
5.Информационные технологии |
||
№ | Содержание работы | срок
исполнения |
1. | Использование возможности мультимедийной техники для продвижения книги и повышения интереса к чтению | по мере возможности |
2. | Использование интернет ресурсов в поиске
информации |
В течение года |
3. | Обеспечение доступа в«Интернет» инфраструктуре
ШИБЦ |
В течение года |
4. | Проведение библиотечных уроков с использованием
ИКТ |
по мере
возможности |
5. | Обеспечение доступа всех категорий участников
образовательного процесса к национальным и краевым электронным ресурсам — в том числе и через сайт школы |
по мере возможности |
6.Профессиональное развитие |
||
Содержание работы | срок
исполнения |
|
Анализ работы ШИБЦ за прошедший год(отчет) | апрель- май | |
План работы ШИБЦ на следующий учебный год | апрель- май | |
Посещение семинаров, участие в конкурсах,
Присутствие на открытых мероприятиях. |
Согласно плану | |
Работа по самообразованию | В течение года | |
Ведение учетной документации ШИБЦ | В течении года | |
Совершенствование традиционных и освоение новых
Библиотечных технологий |
постоянно | |
Взаимодействие с библиотеками муниципалитета,
региона |
постоянно | |
Расширение ассортимента библиотечно-
Информационных услуг. |
постоянно |
7.Презентация деятельности ШИБЦ
1. | Наглядная реклама (информационные объявления о
Выставках и мероприятиях, проводимых ШИБЦ) |
В течение года |
2. | Оформление выставки, посвященной книгам-
Юбилярам и другим знаменательным датам календаря |
В течение года |
3. | Пополнение странички ШИБЦ на сайте школы | В течение года |
4. | Эстетическое оформление ШИБЦ Создание комфортной среды
Расширение зонирования ШИБЦ |
постоянно |
КНИГИ–ЮБИЛЯРЫ2022:
835 лет «Словоо полкуИгореве»(1187)
715 лет«Божественная комедия» Данте Алигьери (период 1307-1321)325 лет«Золушка»,«Котвсапогах»ПерроШ.(1697)
230 лет «БеднаяЛиза»КарамзинН.М.(1792)
200 лет«Кавказский пленник», «Песнь о вещем Олеге» Пушкин А.С (1822)195 лет«Карлик Нос»Гауф В.(1827)
190 лет«Сказка о царе Салтане» «Дубровский» Пушкин А. С. (1832)190 лет«Вечера нахуторе близДиканьки» ГогольН.В.(1832)
185 лет«Бородино», «Смерть поэта» Лермонтов М. Ю. (1837)185 лет «Новыйнаряд короля» АндерсенХ.К. (1837)
180 лет «Мертвыедуши»ГогольН.В.(1842)
175лет«Запискиохотника» ТургеневИ.С.(1847)
175 лет «Обыкновенная история»Гончаров И. А. (1847)170 лет«Детство»Толстой Л.Н.(1852)
170 лет«Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу Г. (1852)170 лет«Муму»ТургеневИ.С. (1852)
170 лет«ДженЭйр»БронтеШ.(1847)
165 лет«Госпожа Бовари» Флобер Г.(1857)160 лет«Отцы и дети»Тургенев И.С. (1862)160 лет«Отверженные» Гюго В. М. (1862)160 лет«Гореотума»ГрибоедовА.С.(1862)
155 лет«Преступление и наказание»Достоевский Ф. М. (1867)155 лет«Дети капитанаГранта» ВернЖ.(1867-1868)
150лет«Вешниеводы»ТургеневИ.С.(1872)
150 лет«Кавказский пленник», «Азбука» Толстой Л. Н.(1872)150 лет«Вокруг света за80дней»Верн Ж.(1872)
150лет«Бесы»ДостоевскийФ.М.(1872)
145 лет«Анна Каренина» Толстой Л. Н. (1877)140 лет«Принцинищий» Твен М.(1882)
135 лет«Каштанка»ЧеховА.П.(1887)
130 лет«ДетствоТѐмы» Гарин-Михайловский Г. Н. (1892)125 лет«Человек-невидимка»Уэллс Г.(1897)
125 лет«Аленушкины сказки» Мамин-Сибиряк Д. Н. (1897)125 лет«Овод»Войнич Э.Л.(1897)
125лет«Дракула» СтокерБ.(1897)
120 лет«Собака Баскервиллей» Дойл А.К. (1902)110 лет«Затерянныймир»ДойлА.К.(1912)
110 лет«Пчелка Майя и ее приключения»Бонзельс В. (1912)110 лет«Воробьишко»Горький М.(1912)
105лет«Крокодил»ЧуковскийК.И.(1917)
100 лет« Мойдодыр», «Тараканище» Чуковский К. И. (1922)100 лет«Алые паруса»Грин А. (1922)
95лет«Белаягвардия»БулгаковМ.(1927)
95 лет«Гиперболоид инженера Гарина» Толстой А.Н. (1827)95 лет«Республика ШКИД» Белых Г., Пантелеев Л. (1927)90 лет«Поднятаяцелина»ШолоховМ.А.(1932)
85 лет«Рассказ о неизвестном герое» (Маршак С. Я. 1937)85 лет«Хоббит, или Туда и обратно» Толкин Д. Р. (1937)80 лет«ВасилийТеркин» ТвардовскийА.Т. (1942)
80 лет«Ждименя»СимоновК.(1942)
80лет«Маленькийпринц»Сент-ЭкзюперидеА.(1942)
75 лет«Повесть о настоящем человеке» Полевой Б. Н. (1947)70 лет«Старики море»Хэмингуэй Э.(1952)
70 лет«Витя Малеев в школе и дома» Носов Н. Н. (1952)65 лет«Судьба человека»ШолоховМ.А.(1957)
65лет«Фантазеры»НосовН.Н.(1957)
65лет«Виноизодуванчиков»БрэдбериР.Д.(1957)
60 лет«Один день Ивана Денисовича»Солженицын А.И. (1962)60 лет«Баранкин,будьчеловеком»МедведевВ.В.(1962)
55 лет«Сто лет одиночества» Маркес Г. Гарсия (1967)50 лет«Пикник на обочине» Стругацкие А. и Б. (1972)50 лет«Пероми шпагой»ПикульВ.С.(1972)
50лет«ДомовенокКузька»АлександроваТ.И.(1972)45 лет«Битва железных канцлеров»Пикуль В.С.(1977)35 лет«Дети Арбата»РыбаковА.Н.(1987)
ИЗОБРЕТЕНИЯ–ЮБИЛЯРЫ2022:
425летназадГалилеоГалилеемизобретенпервыйтермометр(1597)
255 лет назад английским химиком Джозефом Пристли создана газированная вода(1767)
215летРобертФултонсоздалпервыйпрактическииспользовавшийсяпароход (1807)
175 лет назад Джеймс Симпсон открыл хлороформ, с тех пор в медицине используется искусственная анестезия (1847)
135летназадшвейцарецФриксоздалпервыеконтактныелинзы(1887)
120летназадамериканцемКарьеромбылзапатентованпервыйкондиционер(1902)
115 лет назад русский ученый и изобретатель Борис Розинг изобрел и запатентовал телевидение на базе электронно-лучевой трубки (1907)50 лет назад широкой публике был представлен Интернет(1972)
45летназадсобранпервыймассовыйперсональныйкомпьютер(1977)
КНИГИ–ЮБИЛЯРЫ2023:
950летДревнерусскаялитература«Изборник»(1073)
490 лет«Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1533)430лет«Укрощениестроптивой»УильямШекспир(1593) 215лет«Фауст»ИоганнВольфгангфонГѐте(1808)
210 лет«Гордость и предубеждение» Джейн Остин (1813)205 лет«Эдинбургская темница» ВальтерСкотт (1818)195 лет«Полтава»Александр СергеевичПушкин(1828)
190лет«ЕвгенийОнегин»АлександрСергеевичПушкин(1833)
185 лет«Стойкий оловянный солдатик» ХансКристианАндерсен (1838)185 лет«Приключения Оливера Твиста»ЧарльзДиккенс(1838)
180лет«Золотойжук»ЭдгарПо(1843)
180 лет«Соловей» и «Гадкий утенок» ХансКристианАндерсен (1843)175 лет«Белыеночи»Федор Михайлович Достоевский(1848)
165 лет«Аленький цветочек» Сергей ТимофеевичАксаков (1858)165 лет«Ася»Иван СергеевичТургенев (1858)
165 лет«Детские годы Багрова-внука» СергейТимофеевич Аксаков (1858)160лет«КнязьСеребряный»АлексейКонстантиновичТолстой(1863)
160 лет«Мороз, Красный нос» НиколайАлексеевичНекрасов(1863)160 лет «Толковый словарь живого великорусского языка» ВладимирИвановичДаль(1863)
155лет«ДетикапитанаГранта»ЖюльВерн(1868)
155лет«Идиот»ФедорМихайловичДостоевский(1868)
150 лет«Русские женщины» НиколайАлексеевичНекрасов (1873)150 лет«Очарованный странник» и «Запечатленный ангел» НиколайСеменовичЛесков (1873)
150 лет«Снегурочка» АлександрНиколаевичОстровский (1873)145 лет«Пятнадцатилетнийкапитан»ЖюльВерн (1878)
145лет«Безсемьи»ГекторМало(1878)
140лет«Островсокровищ»РобертЛьюисСтивенсон(1883)
140 лет«Приключения Пиноккио. История одной марионетки» КарлоКоллоди(1883)
130лет«ДочьМонтесумы»ГенриРайдераХаггарда(1893)
125 лет«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч» Антон Павлович Чехов(1898)
120 лет «После бала» Лев Николаевич Толстой (1903).120 лет «Вишнѐвый сад» Антон Павлович Чехов (1903)110лет«Берѐза»СергейАлександровичЕсенин(1913)
105 лет«Двенадцать» и стихотворение«Скифы» Александр Александрович Блок(1918)
100лет«Аэлита»АлексейНиколаевичТолстой(1923)
100 лет«Мойдодыр» и «Тараканище» Корней Иванович Чуковский(1923)100 лет «Дерсу Узала» Владимир Клавдиевич Арсеньев (1923)
100 лет «Алые паруса» Александр Степанович Грин (1923)100лет«Чапаев»ДмитрийАндреевичФурманов (1923)
95 лет«Бегущая по волнам» Александр Степанович Грин (1928)95 лет «Двенадцать стульев» Илья Ильф и Евгений Петров (1928)95 лет «Человек-амфибия» Александр Романович Беляев (1928)95 лет «Лесная газета» Виталий Валентинович Бианки (1928)
95 лет «Три толстяка» Юрий Карлович Олеша (1928)85 лет «Старик Хоттабыч» Лазарь Лагин (1938)
80 лет «Лесная капель» и «Фацелия» Михаил Михайлович Пришвин (1943)80 лет «Маленький принц» Антуанде Сент-Экзюпери (1943)
75 лет«Кортик» Анатолий Наумович Рыбаков (1948)70лет «451градуспоФаренгейту» Рей Брэдбери (1953)
65лет«Братьяисестры»ФедорАлександровичАбрамов(1958)
65 лет«Незнайка в Солнечном городе» НиколайНиколаевичНосов (1958)60лет«Тениисчезаютвполдень»АнатолийСтепановичИванов(1963)50 лет«Нестреляйтевбелых лебедей»БорисЛьвовичВасильев(1973)
25 лет«Гарри Поттер и Тайная комната» Джоан Роулинг (1998)20 лет«КоддаВинчи»Дэн Браун (2003)
Планируемые результаты деятельности школьной библиотеки в новом учебном году
- Формирование и обновление библиотечного фонда в соответствии с новыми Государственными образовательными стандартами.
- Способствование развитию самосознания учащихся ,информационной
компетентности и успешной адаптации читателя-пользователя библиотеки с высоким уровнем библиографической и читательской грамотности.
- Формирование правовой культуры учащихся, нравственных ценностей.
- Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов, успешного освоения учебных программ, расширение читательского интереса.
- Успешная реализация инновационных форм и методов работы дляуспешногоформированияинформационнойичитательскойкультурышкольниковразноговозраста.
- Широкое использование в библиотечной деятельности информационно -коммуникативных технологий.
Педагог-библиотекарь: /Доржиева Ц.Д./